Награда Ивана Сусанина





Фёдор Шаляпин в роли Ивана Сусанина



К жалованной грамоте потомкам Ивана Сусанина так и напрашивается определение: «документ с большой исторической ответственностью». Не много найдётся в российской истории людей, столь знаменитых, как Иван Сусанин. Ко времени написания знаменитой оперы М.И. Глинки подвиг его уже оброс легендами, действительность перемешалась с вымыслом. Приводимый документ содержит наиболее точное описание подвига Сусанина. Интересно подумать о степени достоверности этого описания. Перед нами – хороший пример того, что сопоставление с тенденцией документа не является единственным основанием для оценки достоверности утверждения. В тенденцию-то описание подвига укладывается, но всё же можно найти зацепку в пользу его соответствия действительности.

Документ интересен не только этим. Он фиксирует еще и уникальный для XVII века правовой случай, положивший начало существования особой группе крестьян-белопашцев. В чём состояли экономические привилегии, пожалованные потомкам Сусанина, легко понять из условий документа. Сложнее восстановить пропущенное в документе логическое звено между этими привилегиями и изменением социального положения держателей грамоты. Людям XVII века оно было вполне понятно. Нам же, для того, чтобы в полной мере оценить царский подарок, необходимо погрузить описываемые в тексте социально- правовые реалии в среду типичных условий, связанных с владением и пользованием земельной собственностью в период, когда активно шел процесс пожизненного прикрепления крестьян к земле.



Задача


Дано:

жалованная грамота, данная в 1619 году потомкам крестьянина Ивана Сусанина.

Допущения:

текст грамоты подлинный, разбивка на абзацы, сделанная составителями, не меняет его сути.

Вопросы:

1) Какие из утверждений можно подтвердить или опровергнуть на основании данного документа?
  1. Иван Сусанин был частновладельческим крестьянином.
  2. Подвиг Сусанина состоял в том, что он завел поляков в непроходимую чащу, где они погибли.
  3. В семье Сусанина на момент совершения подвига не было сыновей.
2) Что, помимо земли и освобождения от налогов, получили потомки Сусанина благодаря царской грамоте?
3) Чем положение потомков Сусанина, по условиям указа, отличалось от дворян? От черносошных крестьян?



Жалованная грамота царя Михаила Федоровича
крестьянину Богдану Собинину
(30 ноября 1619 года)

Божиею милостию, мы, великий государь, царь и великий князь, Михайло Феодорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашей, государыни великия старицы иноки Марфы Ивановны, пожаловали есмя Костромскаго уезда нашего села Домнина крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его, Ивана Сусанина.

Как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии в прошлом во 121 [1612/1613] году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его Богдашкова, Ивана Сусанина, в те поры литовские люди изымали и его пытали великими немерными пытками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии, были; и он, Иван, ведая про нас, великаго государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерныя пытки, про нас, великаго государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти.

И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Феодорович всея Русии, пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь, в Костромском уезде нашего дворцоваго села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти [1] земли велели обелить, с тое полудеревни с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах, наших никаких податей, и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовыя поделки, и в мостовщину и в иныя ни в какия подати имать с них не велели, велели им тое полдеревни во всем обелить, и детям их, и внучатам, и во весь род их неподвижно.

А будет то наше село Домнино в которой монастырь, и в отдаче будет, и тое полдеревни Деревнищ полторы чети выти земли и ни в которой монастырь с тем селом отдавать не велели, велели, по нашему царскому жалованью, владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и правнучатам, и в род их вовеки неподвижно.

Дана сия наша царская жалованная грамота на Москве, лета 7128, ноября в 30 день.

Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной коллегии иностранных дел. М., 1822. Ч. III. С. 214–215.
http://www.runivers.ru/bookreader/book174868/#page/228/mode/1up


[1] Выть – земельная единица. Обычно выть включала от 12 до 16 четвертей (четей) земли, в зависимости от ее качества.